Цвет является главным эмоционально композиционным наполнителем изображения. Каждый цвет имеет собственные характеристики. Взаимодействуя с другими цветами эти характеристики дополняют друг друга. Кстати, при этом, создавая у человека палитру эмоциональных и эстетических переживаний от увиденного им изображения.

Цветовая схема

На сегодняшний день колористы разработали множество различных цветовых схем, через призму которых специалисты рассматривают цвета. В каждой из разработанных схем есть базовые и дополнительные цвета. Они образованы путем смешения в разных пропорциях базовых цветов.

Для целей изобразительного искусства наиболее подходит цветовая схема, в которой базовыми цветами являются красный, желтый, синий, белый, черный. Хроматические, то есть «цветные» оттенки в рассматриваемой цветовой схеме располагаются по кругу в следующем порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Между этими оттенками располагается множество промежуточных оттенков.

Серый цвет расположен в центре цветового круга. В живописи его еще называют теплым серым. Это потому, что он получается путем смешения красок всех хроматических цветов спектра. При этом, хоть и образуется серый цвет, но все же с легким теплым оттенком. Истинный же серый, образованный путем смешения в равных пропорциях черного и белого цветов, является хроматически нейтральным. Кстати, белый и черный, а также образованный из них серый, являются ахроматическими цветами. То есть, они спектрально нейтральны и различаются только своей светлотой. Для размещения в данной цветовой схеме черного и белого цветов нужно представить хроматический круг горизонтально лежащим, а белый и черный умозрительно разместить над средним серым сверху и снизу соответственно. Все пространство между цветовым кругом, средним серым, черным и белым цветами занимают промежуточные оттенки. «Грязные» серые оттенки располагаются ближе к центру круга. Чем выше расположен оттенок над кругом, тем он светлее, чем ниже, тем темнее.

Теплые и холодные цвета

В художественных целях цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым чаще относят красно-желтые оттенки, а к холодным сине-зеленые. Однако, данное деление условно так как, например, в изображении, в котором преобладают теплые цвета, любой фиолетовый или желто-зеленый оттенок будет восприниматься, как холодный. Но, в изображении, с доминирующими холодными цветами, те же фиолетовые и желто-зеленые оттенки могут восприниматься, как теплые. Здесь важную роль играет взаимодействие цветов в изображении, которые образуют между собой цветовую гамму.